Заключение
Счетной комиссии Невьянского городского округа

на проект решения Думы Невьянского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Невьянского городского округа от 24.11.2010 № 139 «Об установлении земельного налога»
09 октября 2015 г. Невьянск

 

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8.1 раздела 8 «Положения о Счетной комиссии Невьянского городского округа», утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 25.04.2012 № 16, Счетной комиссией подготовлено настоящее заключение.

Проект решения Думы Невьянского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Невьянского городского округа от 24.11.2010 № 139 «Об установлении земельного налога» (далее – Проект Решения) поступил в Счетную комиссию 06.10.2015 года.

На экспертизу представлены следующие документы:

- Проект Решения – 1 л.

- протокол совещания Правительства Свердловской области от 06.07.2015 – 2 л.

При проведении экспертизы представленного Проекта Решения использованы:

  1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).
  2. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Решение Думы Невьянского городского округа от 24.11.2010 № 139 «Об установлении земельного налога» (далее – Решение № 139).
  5. Письмо Минфина России от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879.
  6. Письмо Минфина России и Федеральной налоговой службы от 18.02.2015 № БС-4-11/2541 (далее – письмо Минфина и ФНС РФ).

Пунктом 1 Проекта Решения предлагается пункт 6 Решения № 139 дополнить таблицей следующего содержания:

С 01.01.2016:

№ п/п

Размер ставки, %

Наименование категории земель

Категория собственника

1.

1,5

земли сельскохозяйственного назначения

Собственник, не использующий по назначению земельный участок, расположенный на землях категории – земли сельскохозяйственного назначения.

 

Проведя экспертизу представленного Проекта Решения, Счетная комиссия отмечает.

1. В нарушение статьи 104 Регламента Думы Невьянского городского округа к Проекту Решения не представлена пояснительная записка.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые ставки в отношении земельных участков при установлении налога на землю.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется ставка в размере, не превышающем 0,3%.

Из данной нормы НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

1) отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

2) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Письмом Минфина и ФНС РФ по данному вопросу даны разъяснения, из которых следует, что если земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства, то налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающем 1,5 процента. Но для этого необходимо, чтобы уполномоченный орган признал этот участок неиспользуемым для сельскохозяйственного производства.

3. В строке 1 столбца 4, предлагаемой к дополнению таблицы, указано наименование «Категория собственников», а в строке 2 столбца 4 наименование владельцев земельных участков, на которых распространяется размер ставки 1,5 %, а именно  - «Собственник, не использующий по назначению земельный участок, расположенный на землях категории – земли сельскохозяйственного назначения».

По мнению Счетной комиссии данные формулировки противоречат НК РФ, т.к. в соответствии со статьёй 394 НК РФ налоговые ставки в данном случае устанавливаются и применяются в зависимости от категории земель конкретного земельного участка и никак не привязаны к владельцу земельного участка. И условие «не использующий по назначению земельный участок» в статье 394 НК РФ отсутствует.

Из нормы НК РФ следует, что налоговая ставка, не превышающая 1,5% может применяться при несоблюдении условия об использовании земельного участка для сельскохозяйственного производства.

4. При проведении экспертизы Проекта Решения, Счетная комиссия установила, что в Решении № 139 в пункте 6, в таблице, которая действует с 01.01.2012 пункты 3, 4, 5 имеют тождественное понятие, а именно:

- размер ставки в них один и тот же – 1,5%;

- наименования разрешенного вида использования, которые перечислены в данных пунктах, подходят под одно понятие, которое установлено НК РФ – это прочие земельные участки.

На основании выше изложенного, Счетная комиссия рекомендует пункты 3, 4, 5 таблицы, действующей с 01.01.2012, пункта 6 Решения № 139 объединить и написать, что размер ставки 1,5% применяется в отношении прочих земельных участков. Под прочие земельные участки в данном случае будут попадать, в том числе и земельные участки неиспользуемые для сельскохозяйственного производства.

Вывод.

Счетная комиссия считает, что в полномочия Думы Невьянского городского округа входит решение вопроса об установлении налоговых ставок в отношении земельных участков, но с учетом вышеизложенного рекомендует представленный Проект Решения отклонить и отправить на доработку с учетом замечаний и предложений Счетной комиссии.

 

 

Председатель Счетной комиссии

    Н.И. Швецов