Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета»

УТВЕРЖДЕН
Приказом председателя
Счетной комиссии
Невьянского городского округа
от 22.05.2017 № 19

 

 

 

 

2017 г.

 

Оглавление

1. Общие положения
2. Организация внешней проверки бюджета
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Заключительный этап
6. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки

 

1.  Общие положения

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Счетной комиссии Невьянского городского округа, утвержденным Решением Думы Невьянского городского округа от 25.04.2012 № 16 (далее – Положение о Счетной комиссии), Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетных органов (далее – КСО) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)). Стандарт подготовлен на основании Типового стандарта внешнего государственного (муниципального) финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)» (рекомендованного решением Президиума Совета КСО при Счетной палате Российской Федерации 3 июня 2015г., протокол №2-ПКСО).

  1. Стандарт применяется с учетом:
  •     Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  •     нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
  •     Положения о бюджетном процессе в Невьянском городском округе, утвержденном решением Думы Невьянского городского округа от 26.01.2011 № 2 (далее – Положение о бюджетном процессе);
  •     других стандартов внешнего муниципального финансового контроля КСО.
    1. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (далее – бюджет), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Невьянского городского округа (далее – ГАБС) и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
    2. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе (далее – внешняя проверка).
    3. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.
    4. Задачами Стандарта являются:
  •     определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
  •     определение источников информации для проведения внешней проверки;
  •     установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;
  •     установление требований к структуре и содержанию заключений по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;
  •     установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
  •     установление порядка рассмотрения и утверждения заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его Думе Невьянского городского округа и Главе Невьянского городского округа.
    1. Стандарт предназначен для использования должностными лицами Счетной комиссии Невьянского городского округа (далее – Счетная комиссия), специалистами сторонних организаций и экспертами, привлекаемыми Счетной комиссией к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
    2. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.
    3. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.
    4. Задачами внешней проверки являются:
  •     контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГАБС;
  •     установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;
  •     анализ и оценка годового отчета об исполнении бюджета;
  •     определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
    1. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, документы, предоставленные в Счетную комиссию в соответствии с требованиями Положения о бюджетном процессе, решение о бюджете на отчётный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчетном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные Счетной комиссией в установленном порядке.
    2. Объектами внешней проверки являются ГАБС и финансовое управление Невьянского городского округа.
    3. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся государственными органами и учреждениями. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение бюджета и отчетность об исполнении бюджета.
    4. Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
    5. Информационной основой проведения внешней проверки являются:
  •     документы являющиеся предметом проверки;
  •     нормативные правовые акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и Невьянского городского округа, регулирующие бюджетные правоотношения;
  •     ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета;
  •     информация об исполнении муниципальных и ведомственных программ;
  •     заключения Счетной комиссии на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;
  •     материалы контрольных мероприятий, проведенных Счетной комиссией, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;
  •     статистические показатели;
  •     иная информация, полученная Счетной комиссией в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.

1.17. Оформление запросов, представлений, предписаний, программы и рабочего плана проведения внешней проверки, актов, а также регулирование иных вопросов, не определенных настоящим стандартом и связанных с проведением внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении бюджета осуществляется в соответствии с положениями установленными стандартом «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

1.18. Оформление аналитических справок и заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, а также регулирование иных вопросов, не определенных настоящим стандартом и стандартом «Общие правила проведения контрольного мероприятия» осуществляется в соответствии с положениями установленными стандартом «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия».

2.  Организация внешней проверки бюджета

  1. Внешняя проверка включается в годовой план работы Счетной комиссией на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе, Положения о Счетной комиссии.
  2. Внешняя проверка проводится на основании приказа (распорядительного акта), определяющего наименование внешней проверки, сроки ее проведения, состав группы осуществляющей внешнюю проверку (далее – группа) и ее руководителя.
  3. Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных законодательством сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:

– подготовительный;

– основной;

– заключительный.

  1. Срок исполнения внешней проверки должен соответствовать сроку установленному планом работы Счетной комиссии и учитывать проведение всех указанных этапов.

Сроки проведения основного и заключительного этапов устанавливаются в его программе. Датой окончания внешней проверки является дата подписания заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

  1. Организацию, непосредственное руководство и координацию деятельности участников осуществляет руководитель внешней проверки, которым является председатель Счетной комиссии, либо уполномоченное на исполнение данных полномочий лицо.
  2. Участники группы обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объектов внешней проверки информации до подписания заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, если не принято иное решение, а также в отношении ставших известными им сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
  3. По результатам завершения этапов внешней проверки составляются следующие документы:

Подготовительный:

– программа внешней проверки;

– рабочий план внешней проверки.

Основной:

– акты проверки отчетности главных распорядителей;

– аналитические справки по вопросам анализа годового отчета об исполнении бюджета.

Заключительный:

– заключение на годовой отчет об исполнении бюджета.

3.  Подготовительный этап

  1.       На подготовительном этапе проводится предварительное изучение предмета, объектов и информационной основы внешней проверки.
  2.       На данном этапе осуществляется подготовка запросов на предоставление информации необходимой для проведения анализа бюджета.
  3.       По результатам предварительного изучения предмета и объектов внешней проверки подготавливается программа проведения, которая должна содержать основание его проведения, предмет и перечень объектов, цели и вопросы, сроки начала и окончания проведения внешней проверки на объектах, состав ответственных исполнителей, сроки представления на рассмотрение и утверждение заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
  4. Программа проведения внешней проверки включает в себя следующий примерный набор вопросов:

3.4.1. В части проверки бюджетной отчетности ГАБС и муниципального образования и годового отчета об исполнении бюджета (контрольные действия, направленные на подтверждение либо опровержение полноты и достоверности бюджетной отчетности):

  •                 о соответствии объема бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству;
  •     о соблюдении сроков формирования и представления отчетности бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета;
  •     о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
  •           о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами финансового органа;
  •           о соответствии бюджетной отчетности муниципального образования сводной бюджетной отчетности ГАБС;
  •     о достоверности бюджетной отчетности и годового отчета об исполнении бюджета.

3.4.2. В части анализа законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета изложенной в годовом отчете об исполнении бюджета (экспертно-аналитические действия):

– о полноте выполнения текстовых статей решения о бюджете, в том числе достижения (не достижения) целевых показателей установленных решением о бюджете на отчетный год;

– о соответствии сводной бюджетной росписи решению о бюджете, в том числе анализ внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете;

– о степени влияния нарушений и недостатков выявленных при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля, на итоги исполнения бюджета за отчетный период.

  1.        Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется председателем Счетной комиссии исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
  2.       Утвержденная программа в ходе проведения внешней проверки при необходимости может быть дополнена или сокращена на основании решения председателя Счетной комиссии.
  3.       После утверждения программы осуществляется подготовка рабочего плана проведения внешней проверки.
  4.       Рабочий план содержит распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения внешней проверки между участниками группы с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения.

Руководитель контрольного мероприятия доводит рабочий план до сведения всех его участников.

4.  Основной этап

  1. На основном этапе группой осуществляются:

– контрольные действия по сбору и анализу фактических данных и информации для формирования доказательств по вопросам, включенным в программу с целью подтверждения либо опровержения полноты и достоверности бюджетной отчетности. Контрольные действия оформляются актами в отношении каждого ГАБС;

– экспертно-аналитические действия по анализу информационной основы проведения внешней проверки и данных, полученных в результате проведенных контрольных действий по проверке бюджетной отчетности ГАБС за отчетный период для формирования экспертного мнения по вопросам, включенным в программу с целью анализа законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета изложенной в годовом отчете об исполнении бюджета. Экспертно-аналитические действия оформляются аналитической справкой.

  1. Для дополнительного анализа и формирования выводов Счетной комиссии могут направляться запросы в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, иные учреждения и организации, иным лицам.
  2. Информация, полученная в результате проверки бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении бюджета, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должна позволить сделать вывод о полноте и достоверности данной отчетности.
  3. Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.
  4. Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.
  5. Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую, и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).
  6. Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется предписание. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года главному администратору бюджетных средств направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения главным администратором бюджетных средств правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) Счетная комиссия в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного администратора к административной ответственности.
  7. При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
  8. В ходе проведения контрольных действий следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.
  9. В ходе анализа отчета об исполнении бюджета определяются макроэкономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.).
  10. В ходе проверки исполнения решения о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, муниципального долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (не превышение) и (или) достижение (выполнение).

Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей муниципальных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.

  1. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.
  2. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается и является основанием для формирования предложений по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

5.  Заключительный этап

  •     На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения Счетной комиссии с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета и анализа годового отчета об исполнении бюджета, утверждение заключения Счетной комиссии и одновременное направление в Думу Невьянского городского округа и Главе Невьянского городского округа.
    1. Подготовка заключения Счетной комиссии на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные Счетной комиссией в соответствии требованиями бюджетного законодательства.
    2. Структура заключения Счетной комиссии на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и может включать следующие основные разделы:
  •     общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения Счетной комиссии на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.);
  •            организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура Невьянского городского округа, количество подведомственных учреждений и т.д.);
  •            результаты анализа информации полученной при проведении внешней проверки бюджетной отчетности ГРБС и годового отчета об исполнении бюджета;
  •            анализ показателей бюджетной отчетности Невьянского городского округа (анализ соответствующих форм отчетности и пояснительной записки к отчетности);
  •     предварительные итоги социально - экономического развития Невьянского городского округа, общая характеристика исполнения бюджета;
  •     исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
  •     исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;
  •     анализ бюджетных инвестиций;
  •     анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
  •     оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита;
  •     анализ долговых и гарантийных обязательств;
  •     общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  •     объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ;
  •     выводы и рекомендации;
  •     приложения.
    1. В заключении на годовой отчет об исполнении бюджета:
  •                 отражаются основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики Невьянского городского округа, иным программным и стратегическим документам.
  •                 дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.
  •                 отражаются все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в решении об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности ГАБС исходя из их существенности.
    1. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вноситьсчетн предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.
    2. Заключение должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.

 

6.  Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки

  1. Заключение Счетной комиссии на годовой отчет об исполнении бюджета готовится и утверждается в порядке, установленном Счетной комиссией, с учетом сроков его направления в Думу Невьянского городского округа и Главе Невьянского городского округа, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе.