ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД


СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

СФК (бюджет)

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА

НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД

И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

УТВЕРЖДЕН

Приказом председателя Счетной комиссии Невьянского городского округа

от 09 октября 2014 г. № 16

2014 год

Содержание

1.    Общие положения                                                                                       3

2.    Основы осуществления предварительного контроля проекта бюджета    3

3.    Структура и основные положения заключения Счетной комиссии по проекту

       бюджета на очередной финансовый год и на плановый период                7

1.Общие положения

1.1.        Стандарт внешнего Муниципального финансового контроля «Проведение экспертизы проекта решения о местном бюджете» (далее - Стандарт) разработан на основе:

- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 07 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ);

- Закона Свердловской области от 12 июля 2011 года № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Областной закон № 62-ОЗ);

- Положения о Счетной комиссии Невьянского городского округа, утвержденного  Решением Думы  от 25 апреля 2012 года № 16 (далее - Положение о Счетной комиссии);

- Положения о бюджетном процессе в Невьянском городском округе, утвержденного Решением Думы  от 26 января 2011 года № 2 (далее - Положение о бюджетном процессе);

-  Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской федерации, протокол от 12.05.2012 года № 21К (854);

-  Регламента  Счетной комиссии Невьянского городского округа, утвержденного приказом председателя Счетной комиссии от 08.10.2014 года № 15 (далее – Регламент Счетной комиссии).

1.2.        Стандарт разработан для использования должностными лицами и сотрудниками Счетной комиссии Невьянского городского округа (далее –       Счетная комиссия) при проведении экспертизы проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период  (далее - проект Решения) и подготовке заключения.

1.3.        Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения экспертизы проекта Решения.

1.4.        В число задач, решаемых указанным Стандартом, входит:

- определение основных принципов и этапов проведения экспертизы проекта Решения;

- определение структуры, содержания и основных требований к заключению на проект Решения.

1.5.        При организации и проведении экспертизы проекта Решения должностные лица Счетной комиссии обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Областным законодательством Свердловской области, Уставом Невьянского городского округа нормативными правовыми актами Невьянского городского округа, Регламентом Счетной комиссии и настоящим Стандартом.

1.6.        Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт оформляется приказом председателя Счетной комиссии. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется председателем Счетной комиссии (далее – Председатель) и вводится в действие приказом Председателя.

2.Основы проведения экспертизы проекта Решения о местном бюджете

2.1.      Правовые и информационные основы проведения экспертизы

проекта Решения о местном бюджете.

2.1.1.     Экспертиза проекта Решения является формой предварительного контроля, осуществляемого  Счетной комиссией на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9  Федерального закона № 6-ФЗ.

Срок проведения экспертизы не может превышать 7 дней, с момента его направления в адрес Счетной комиссии Думой Невьянского городского округа (далее – Дума).

2.1.2.     Предварительный контроль  формирования проекта бюджета состоит из анализа достоверности и обоснованности показателей проекта бюджета, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения Счетной комиссии на проект Решения.

2.1.3.     Целью экспертизы проекта Решения является определение обоснованности показателей его формирования.

Задачами экспертизы проекта Решения являются:

- определение соответствия действующему законодательству проекта Решения, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Думу;

- определение обоснованности показателей, содержащихся в проекте Решения, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Думу;

- оценка эффективности проекта Решения как инструмента социально-экономической политики, его соответствия положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогнозу социально-экономического развития Невьянского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики.

2.1.4.     Предметом экспертизы проекта Решения являются проект Решения, а также документы и материалы, представляемые одновременно с проектом Решения в Думу.

2.1.5.   При проведении экспертизы используются результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также результаты проведенных финансово-экономических экспертиз проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

2.1.6.     При осуществлении экспертизы проекта Решения должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта Решения и документов, представляемых одновременно с ним в Думу, положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положению о бюджетном процессе в Невьянском городском округе, в том числе:

- соблюдение принципов бюджетной системы установленных статьями 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- соблюдение норм, установленных статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- соблюдение порядка составления проект решения, определенного в статьях 169, 171, 172, 173, 174, 174.1, 174.2, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьях 8, 9, 10, 11 Положения о бюджетном процессе Невьянского городского округа;

- соблюдение требований к основным характеристикам местного бюджета, составу показателей, устанавливаемых в проекте решения в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- соблюдение требований к составу документов и материалов и состава показателей, представляемых одновременно с проектом решения в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.1.6.1.  При оценке и анализе доходов местного бюджета:

- проанализировать соблюдение требований статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- проанализировать порядок зачисления доходов в бюджет, налоговые и неналоговые доходы местного бюджета, определенные в главе 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- проанализировать доходы местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период по группам, подгруппам, статьям, подстатьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

2.1.6.2.  При оценке и анализе расходов местного бюджета:

- проанализировать соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

- проанализировать расходы местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в ведомственной структуре расходов.

2.1.6.3.  При оценке и анализе источников финансирования дефицита местного бюджета, государственного долга отразить соблюдение требований следующих статей Бюджетного кодекса Российской Федерации:

- статьи 32 по полноте отражения источников финансирования дефицита местного бюджета, статьи 92.1 по установлению размера дефицита местного бюджета и ограничения по источникам его финансирования, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, статей 93.2 и 93.3 по предоставлению бюджетных кредитов, статьи 95 по составу источников финансирования дефицита местного бюджета и утверждению их в проекте решения;

- статьи 100 по структуре муниципального долга, видам и срочности долговых обязательств муниципального образования, статьи 100.1 по прекращению долговых обязательств муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списанию с муниципального долга, статей 101 и 102 по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципального образования, статей 103, 104 по заимствованиям и гарантиям субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 106, 107 по предельному объему заимствований муниципальных образований, предельному объему муниципального долга, статей  110.1, 110.2 по программам муниципальных заимствований и муниципальных гарантий, статьи 111 по предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга, статей 113, 114, 115, 115.1, 115.2, 117 по отражению в бюджете поступлений средств от заимствований, погашения муниципального долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска муниципальных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по муниципальным гарантиям, порядка и условий их предоставления.

2.1.7.     Информационной основой осуществления экспертизы законопроекта являются:

- нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;

- показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период;

- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за истекший период текущего финансового года;

- основные направления бюджетной и налоговой политики Невьянского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;

- оценка ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год;

- проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и плановый период;

- проект решения (текстовые статьи проекта решения);

- верхний предел и муниципального долга на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- расчеты по статьям классификации доходов местного бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета;

- пояснительная записка к проекту решения;

- приложения к проекту решения на очередной финансовый год и плановый период;

- правовые акты администрации городского округа об утверждении муниципальных целевых программ;

- результаты проверок Счетной комиссии;

- заключения Счетной комиссии на проекты решения об исполнении местного бюджета за отчетные годы;

- статистические данные за отчетные годы и за истекший период текущего года;

- иная информация по расчетам субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов местного бюджета, главных распорядителей средств местного бюджета и иных участников бюджетного процесса по вопросам формирования местного бюджета, предоставляемая в ходе проведения экспертизы проект решения.

2.2.      Методические основы проведения экспертизы

проекта Решения о местном бюджете

2.2.1.     Методической основой осуществления экспертизы проекта Решения являются:

- сравнительный анализ соответствия проекта Решения, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Думу, действующему законодательству;

- сравнительный анализ соответствия проекта Решения положениям ежегодного Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Невьянского городского округа;

- сравнительный анализ соответствия принятых в проекте Решения расчетов показателей установленным нормативам;

- сравнительный анализ динамики показателей исполнения местного бюджета за предыдущий год, ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта Решения в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе.

2.2.2.     Методические подходы к осуществлению экспертизы проекта Решения по основным вопросам состоят в следующем:

2.2.2.1.  Анализ доходных статей проекта Решения предусматривает:

- анализ федеральных, областных законов и муниципальных нормативно-правовых актов  о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, а также  их проектов, учтенных в расчетах доходной базы местного бюджета, последствий влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации изменений законодательства о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;

- сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта Решения, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов местного бюджета текущего года, фактических доходов местного бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

- факторный анализ изменения динамики и структуры доходов местного бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;

- оценку обоснованности расчета основных налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

2.2.2.2.  Анализ расчетов расходов проекта Решения должен предусматривать:

- анализ нормативно-правовой базы формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период;

- сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных решением о бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов местного бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование муниципальных программ;

- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

2.2.2.4.  Анализ формирования источников финансирования дефицита местного бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте Решения предусматривает:

- сопоставление динамики размера дефицита и источников финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренных в проекте местного бюджета, утвержденных и ожидаемых за текущий год и фактических показателей предыдущего года;

- оценку обоснованности формирования источников финансирования дефицита местного бюджета;

- оценку соответствия долговой политики объемам муниципальных заимствований, влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на динамику и условия обслуживания задолженности;

- сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте местного бюджета, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

- оценку обоснованности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга и новых муниципальных заимствований в соответствии с долговой политикой.

3.  Структура и основные положения содержания заключения

Счетной комиссией на проект Решения о местном бюджете

Заключение Счетной комиссии на проект Решения имеет следующую структуру:

Раздел 1 - Общие положения

Наименование проекта Решения.

Сроки и основания рассмотрения проекта Решения Счетной комиссией, документы и материалы, используемые при подготовке заключения.

Результаты анализа нормативной правовой базы и вопросов, касающихся предмета регулирования проекта Решения.

Анализ основных тенденций формирования местного бюджета.

Анализ соответствия проекта Решения общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и иных программных документах.

Оценка соответствия положений проекта Решения Бюджетному кодексу и иному действующему законодательству.

Раздел 2 - Доходы местного бюджета

Оценка доходных статей проект решения, включая анализ текстовых статей, регламентирующих порядок формирования отдельных доходных источников местного бюджета.

Раздел 3 - Расходы местного бюджета

Оценка расходов проект решения, включая анализ текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств.

Раздел 4 - Дефицит местного бюджета

Оценка формирования источников финансирования дефицита местного бюджета и динамики государственного долга.

Раздел 5 - Муниципальный долг

Оценка динамики муниципального долга Невьянского городского округа.

Раздел 6 - Выводы и предложения.

Выводы и предложения по проекту Решения и его отдельным частям (статьям, пунктам, подпунктам).

5.         Порядок взаимодействия между должностными лицами

Счетной комиссии в ходе проведения экспертизы

Проекта решения о местном бюджете и подготовки заключения

5.1.      В течение одного рабочего дня с момента поступления Проекта решения, председатель издает распоряжение, которым определяет ответственных лиц и порядок подготовки заключения.

5.2.      В соответствии с распоряжением председателя лицо ответственное за подготовку заключения в течение 5 дней проводит экспертизу Проекта решения, результаты которой в виде предложений с приложением таблиц (в случае необходимости) направляются председателю. Председатель в течение 2 дней обобщает представленные предложения, формирует и подписывает заключение, и направляет его в адрес Думы.